Хокусай Кацусика
| |||
![]() Автопортрет, 1839 г. | |||
Дата и место рождения | 31 октября 1760 г., Эдо | ||
Дата и место смерти | 18 апреля 1849 г., Эдо | ||
Национальность | Япония | ||
Поле искусства | гравюра живопись | ||
Эра | укиё-э | ||
Музей художника | Музей Хокусая в Обусе, префектура Нагано [1] | ||
Важные работы | |||
36 видов на гору Фудзи | |||
![]() | |||
| |||
|
Ксилография Большая волна у Канагавы из цикла 36 видов горы Фудзи
Манга . Ксилография, ветер 1820
Ксилография Дракон
Хокусай Кацусика ( яп. 葛 飾 北 斎 Кацусика Хокусай ) , известный в основном как Хокусай (родился 31 октября 1760 года в Эдо (ныне Токио ), умер 10 мая 1849 года там же) – один из самых выдающихся и плодовитых японских художников и создателей красочных гравюр на дереве в стиле укиё-э .
При подписании работ он использовал много (не менее тридцати) псевдонимов, в т.ч. Сюнро, Сори, Тайто, Манджи. Учился в студии Shunsh . Он прославился как чрезвычайно плодовитый художник, прекрасный рисовальщик, пейзажист, иллюстратор и карикатурист. В своих картинах, чаще всего населенных многими персонажами, он воссоздал тогдашнюю Японию. Этот художник создавал образы современных поэтов. Он рисовал, среди прочего цветы, черепахи, фазаны, петухи, сто стихотворений, мостики и каскады. По уговорам учеников он опубликовал 15 томов зарисовок и рисунков под названием Манга (1814 г.).
Его работы оказали глубокое влияние на европейских импрессионистов, таких как Клод Моне и других. Его самая известная работа – серия гравюр укиё-э под названием 36 видов на гору Фудзи , которая была построена между 1826 и 1833 годами в период Тайто. Фактически он состоит из 46 графических элементов (10 были добавлены позже). Помимо картин и рисунков, он создал иллюстрации к более чем 500 книгам, некоторые из которых написал сам.
Биографические данные
- 1760 – Художник родился в Хондзё, районе Эдо (нынешний Токио).
- 1775 г. – начал обучение в мастерской по дереву.
- 1778 – Он поступил в студию Сюнсё Кацукавы , портретиста актеров театра кабуки.
- 1779 – Изготовлена первая гравюра с подписью Сюнро. На протяжении 1880-х годов он изображал актеров и иллюстрировал книги.
- 1791 г. – Начало сотрудничества с издателем Дзюзабуро Цутая . В 1990-х годах изучал стили живописи в крупнейших художественных школах Японии.
- 1795 – После того, как художник взял на себя управление студией Таварая, он отказался от псевдонима Шунро и взял имя Сури. Начался период создания сури-моно и э-гойоми для поэтов из дружественных литературных кругов.
- 1796 г. – впервые появилось имя Хокусай.
- 1799 – Хокусай окончательно порвал со студией Таварая. Он отказался от своего псевдонима Сури и стал подписываться как Хокусай.
- 1804 г. – Сделал изображение Дарумы на бумаге площадью двести квадратных метров внутри ограды храма Гокуку в пригороде Эдо. В том же году сёгун поручил ему написать картину.
- 1805 г. – начал сотрудничать с писателем Бакиным , создавая иллюстрации к книгам.
- 1810 – Он взял псевдоним Тайто, не отказавшись от имени Хокусай. Пять лет он расписывался обоими именами.
- 1812 – Хокусай отправился в Нагою по приглашению покровителя Бокусена.
- 1814 – Он опубликовал первый том зарисовок манги .
- 1817 – Хокусай нарисовал гигантскую Даруму , на этот раз в Нагое, рекламируя событие плакатом.
- 1820 – Художник взял имя Иицу и следующее десятилетие занимается частными изданиями.
- 1830 – Хокусай начал публиковать « 36 видов горы Фудзи» .
- 1832 – Опубликовал циклы: « Путешествие к водопаду Японии» , « Большие цветы» и « Восемь видов на острова Рюкю» .
- 1833 – Художник выпустил серию «Тысяча картин моря» и «Зеркало китайской и японской поэзии» .
- 1834 г. – Хокусай опубликовал серию « Неизвестные виды равнинных мостов в разных провинциях» , « Маленькие цветы» и первый том « Сто видов на гору Фудзи» . Он переехал в Миура на время, чтобы сбежать от кредиторов внука. Он взял псевдоним Манджи, которым пользовался до конца своей жизни.
- 1835 – Он опубликовал второй том « Сотни видов на гору Фудзи» и цикл « Сотня поэтов», по одной строфе в каждой из картинок, объясненных медсестрой .
- 1836–1838 – Хокусай вернулся в Эдо. Живя в бедности, он продавал свои рисунки на улице.
- 1839 г. – в результате пожара в городе художник потерял дом, а вместе с ним и свои многочисленные работы.
- 1840–1845 – Хокусай совершил несколько поездок в Обусе (город в префектуре Нагано ), где принимал своего ученика, богатого купца, каллиграфа и художника Кодзана Такая (1806–1883). Здесь он создал множество работ, которые впоследствии хранились в музее, посвященном художнику.
- 1842–1843 – Каждый день он рисовал льва, чтобы отбросить мысли о смерти.
- 1848 – Хокусай опубликовал свою последнюю работу « Иллюстрированную книгу об использовании цвета» , адресованную молодым и начинающим художникам.
- 1849 – Художник скончался 18 числа четвертого месяца (лунный календарь). Он был похоронен в храме в Эдо.
Опубликована серия гравюр укиё-э на дереве
- Сто историй о привидениях , 1831 год
- 36 видов горы Фудзи , 1830-1832 гг.
- Великие картины природы , 1832-33 гг.
- Восемь видов на острова Рёдо , 1833 год
- Зеркало китайской и японской поэзии , 1833-34 гг.
- Битвы героев , 1833-34 гг.
- Тысяча изображений моря , 1833-34 гг.
- Большие цветы , 1833-34 гг.
- Маленькие цветы , 1834
- Необыкновенные виды на знаменитые мосты в разных провинциях , около 1834 года.
- Удивительные виды на знаменитые японские мосты , около 1834 года.
- Необычные виды на знаменитые пейзажи , около 1834 г.
- Поездка к водопаду Японии , 1834-35 гг.
- Сто видов горы Фудзи , 1834-35 гг.
Хокусай о себе
Хокусай назвал себя «стариком, одержимым живописью». В конце двух томов « Сто видов горы Фудзи» Хокусай, которому тогда было семьдесят пять, он писал о себе:
В шестилетнем возрасте я увлекся рисованием предметов, а с 50 лет часто публиковал свои рисунки. Однако среди того, что я создал за последние семьдесят лет, нет ничего примечательного.
В возрасте семидесяти трех лет я понял природу строения животных, птиц, насекомых и рыб, а также природу жизни трав и растений. Поэтому, когда мне исполнится восемьдесят шесть лет, я пойду дальше. В девяносто я еще больше исследую их скрытый смысл, а когда мне исполнится сто, возможно, я достигну божественного измерения. Когда мне исполнится сто десять лет, крошечные черточки и точки будут жить своей собственной жизнью. Если бы я мог загадывать какие-то желания, я бы попросил тех, кто дожил до этого, посмотреть, правда ли то, что я говорю.
Он также сказал:
Если бы небеса дали мне еще десять лет […]. Если бы небеса подарили мне хотя бы пять дополнительных лет моей жизни, я был бы настоящим художником! (Хокусай) [2]
Постоянно создавая, Хокусай дожил до восьмидесяти восьми лет.